Главная

К истокам истории

Первопроходцы каменного века

Полёт стрелы

На пути к металлу

На окраине скифо-сарматского мира

О чём молчат летописи

На южных рубежах славянской земли

Перед суровым испытанием

Исследователями половецких древностей С. А. Плетневой и Г. А. Федоровым-Давыдовым установлено, что половецкие каменные изваяния ставились на высоких, заметных издалека курганах, сооружавшихся обычно задолго до появления в степных краях половцев (в эпоху бронзы или в раннем железном веке). Половцы превращали курганы в святилища, где совершали жертвоприношения животных, а иногда и людей.

Одно из святилищ с каменной статуей в центре и сейчас можно увидеть недалеко от села Старой Кри-уши в Петропавловском районе Воронежской области. Статуя стоит на высоком, несколько расползшемся кургане в сильно наклоненном положении (результат неудавшейся попытки вытащить ее с помощью техники). Святилище не раскапывалось и еще ждет своего исследователя.

Статуи изображали конкретных лиц, которым воздвигались памятники после их смерти, и становились предметом почитания и преклонения. Мужские статуи принадлежали представителям половецкой военной аристократии, главам богатых семей, родов; женские статуи — женам военной знати, которые, как пишет С. А. Плетнева, «...в отсутствие мужей исполняли функции не только хозяек, но и реальных охранителей очага и дома, защищавших вежи от нападения врагов». Половецкие каменные статуи являются ярким свидетельством существования культа предков в религии половцев. Вероятно, с этим значением и связано русское название статуй — «баба», от тюркского слова «вава» (предок).

На протяжении почти двухсот лет половцы были господствующей военной и политической силой в южнорусских степях и прилегающих районах лесостепи.

 

Дальше