Главная

К истокам истории

Первопроходцы каменного века

Полёт стрелы

На пути к металлу

На окраине скифо-сарматского мира

О чём молчат летописи

На южных рубежах славянской земли

Перед суровым испытанием

По материалам раскопок на могильниках близ сел Чертовицкое, Писаревка, Вязово, Новоникольское, на поселениях близ сел Новоникольское и Староживотинное и ряде других памятников история лесостепного Подонья связывается и с сарматскими племенами. Поселения возникли на месте бывших городищ и селищ и использовались скорее всего как зимники или укрытия, что указывает на подвижный образ жизни обитателей Дона в сарматское время. В их культуре много общего с сарматскими племенами других территорий, хотя имеется и отличие (рис. ).

Погребальный обряд сармат предполагал небольшие насыпи круглой и эллипсовидной формы с остатками тризны, устройство удлиненных прямоугольных могильных ям, куда помещали умерших на спине в вытянутой позиции, с ориентировкой предпочтительно в южную сторону.

Со временем некоторые обрядовые признаки претерпевали изменения; закреплялись и черты сугубо территориальные. Например, у сармат Верхнего Дона умерших и погребали в земле, и кремировали (сжигали), а господствующей ориентировкой была северовосточная.

Очень часто мужские захоронения сопровождались оружием: длинными мечами, кинжалами, наконечниками копий, а также конскими удилами. По ним легко узнаются хорошо вооруженные конные воины.

Предметы сарматской культуры:

1, 5 — железо, 2, 3 — глина, 4 — камень, 6—9 — египетский фаянс, 10 — раковина, 11 — золото.

Специфические черты общесарматского облика культуры населения Дона объясняются и особенностями хозяйствования, в котором преимущество отдавалось коневодству. Воронежский археолог А. П. Медведев, исследователь донских сарматских памятников, опираясь на свидетельства античных авторов, отождествляет донские племена с сарматами-конеедами (гиппофагами).

Наиболее ранние группы сармат появляются на Дону только во II веке до н. э., когда на городищах среднедонской культуры жизнь уже была прекращена. Сарматы-кочевники мигрировали с юга небольшими группами, а с наступлением нашей эры их расселение на Среднем Дону стало массовым.

Но около середины III века н. э. на степных пространствах Евразии возникли крупные племенные передвижения, которые и стали причиной гибели сарматского мира.

 

Отмечая родственную связь скифов и сармат, мы имели в виду как суждения античных авторов (Геродот, например, приводит легенду о происхождении сармат от брака воинственных женщин-амазонок со скифскими юношами и добавляет, что сарматы говорят на плохом скифском языке), так и многочисленные археологические данные. И действительно, сарматское оружие, украшения, посуда (включая бронзовые котлы), «звериный» стиль в искусстве мало отличимы от скифских. И те, и другие племена были прежде всего кочевниками-скотоводами с хорошо налаженным военным бытом.

Племена среднедонской скифской культуры, видимо, не ощущали родственного расположения со стороны сармат и заблаговременно, еще до первого их появления на Среднем Дону оставили обжитые места. Есть предположение, что они ушли вверх по Дону, к северным границам лесостепи, где длительное время сохраняли свои обычаи и племенное единство. В начале нашей эры они вступили в контакт с сарматами-конеедами, и вскоре их культура подверглась сарматизации.

В заключение следует отметить, что история Среднего Дона в скифо-сарматское время еще ждет полной расшифровки. В изучении сармат сделаны пока только первые шаги, а предшествующие им века поставили немало сложных задач, решить которые помогут новые широкие раскопки.

После сармат Воронежский край на целых четыре столетия «замолкает» — вплоть до VIII века н. э. Чем вызвано это безмолвие: опустением ли края в действительности или слабой исследованностью его истории на том отрезке времени?

Думаем, что ответ на вопрос даст только будущее.

А сейчас мы переходим к следующей главе истории Подонья, в которой на авансцену выходит новое этническое объединение — восточные славяне.

 

Дальше